Питание радиоаппаратуры от бортовой сети автомобиля

ПИТАНИЕ РАДИОАППАРАТУРЫ ОТ БОРТОВОЙ СЕТИ
АВТОМОБИЛЯ

У многих имеются переносные приемники и магнитофоны, а если у вас есть еще и автомобиль, то в дороге питать эти устройства удобнее от аккумулятора машины, не разряжая батарейки. Подключать радиоаппаратуру непосредственно к аккумулятору нельзя (за исключением тех приборов, которые для это предназначены), так как его напряжение может меняться от 10 до 15 В, а переносная аппаратура питается меньшим напряжением.
Особенностью бортовой сети автомобиля при работающем двигателе является наличие импульсных помех в виде выбросов положительной и отрицательной полярности, амплитуда которых может достигать 160 В (спадающих через 1 мс). В цепи питания появляются также импульсы положительной полярности с амплитудой до 90 В и спадающие через 0,4 с.

Схемка
                                                                   Схема источника питания радиоаппаратуры от электросети автомобиля

 

Все эти перегрузки блок питания (рис. 4.15) устраняет и обеспечивает на выходе стабилизированное напряжение 9 В (ток нагрузки может быть до 0,8 А). На входе блока питания стоят защитные диоды VD1 и VD2, а также фильтр из дросселя L1 и конденсаторов С1…СЗ, который значительно ос­лабляет помехи.

Если вы уверены, что не потребуется включать питание радиоаппа­ратуры  во время движения автомобиля, то катушку L1 можно не устанавли­вать.

Для стабилизации выходного напряжения используется широко рас­пространенная  микросхема КР142ЕН8А, Г или 142ЕН8А, Г которая крепится к теплорассеивающей пластине.

Устройство имеет внутреннюю защиту от перегрузки по току, которая срабатывает при превышении им 1 А.

Для изготовления катушки фильтра необходимо взять ферритовые броневые чашки типоразмера Б22 (рис. 4.16) из феррита марки 2000НМ1 (1500НМ1) и на внутреннем диэлектрическом каркасе намотать витки прово­дом ПЭЛ диаметром 0,25 мм до полного его заполнения. Между чашками нужно сделать зазор около 0,1…0,2 мм (внутри), что исключит намагничива­ние магнитопровода постоянно протекающим током в катушке.

В схеме применены кон­денсаторы С1 типа К73-9, С2…С4 типа К50-35. В качестве предохранителя F1 можно ис­пользовать перемычку из про­вода диаметром 0,04…0,07 мм.

Подключаться блок пи­тания к бортовой сети может через гнездо прикуривателя или установленный специаль­ный разъем.